Мы работаем по всей Украине!

Отдел продаж
Техподдержка
Назад
14.09.2019

Контроль топлива – датчик уровня или расходомер?

Контроль топлива – датчик уровня или расходомер?

Универсальной таблетки от всех болезней не бывает, аналогично и с контролем топлива. Единого датчика для любого транспортного средства не существует. Для корректной и правильной работы системы контроля топлива необходимо индивидуально подбирать тип датчика.

Контроль топлива на легковых автомобилях осуществляется только по норме, которая задаётся в системе GPS мониторинга. Либо в зависимости от марки автомобиля можно установить GPS трекер со считыванием данных из бортового компьютера (через CAN или OBD шину). К сожалению, больше вариантов контроля топлива на легковых и бензиновых транспортных средствах не существует.

Для грузовых автомобилей, тракторов, экскаваторов, сельхозтехники и спецтехники применяются специальные датчики контроля топлива. Они позволяют контролировать реальный расход топлива.

Принципиально существуют два типа датчиков:

  • Датчики УРОВНЯ топлива для установки в топливный бак транспортного средства.
  • Датчик РАСХОДА топлива с монтажом в топливную систему перед входом на двигатель.

Каждый из них имеет преимущества, но и есть недостатки.



ДАТЧИК УРОВНЯ ТОПЛИВА или топливная линейка ставится в бак и позволяет контролировать заправки, сливы, расход топлива и остатки в любое время. Если на автомобиле используется два бака - нужно устанавливать датчик уровня в каждый бак. А также если бак имеет неправильную геометрическую форму (углубления, выступы, ступеньки), то, возможно, потребуется установка второго датчика уровня топлива. В зависимости от высоты топливного бака могут применяться датчики с разной длиной измерительного зонда (бывают 350 мм, 700 мм, от 1000 и до 4000 мм).
   

ДАТЧИКИ РАСХОД ТОПЛИВА или расходомеры устанавливаются после фильтра тонкой очистки перед топливным насосом. Они подбираются более сложно. В зависимости от производительности насоса выбирается датчик с нужной пропускной способностью топлива, а также важно понимать тип топливной системы (ТНВД, насос-форсунка, Common Rail). Современные топливные системы имеют насос-форсунки или Common Rail. Для них нужно применять только двухкамерные датчики расхода топлива. Двухкамерные расходомеры позволяют учитывать подачу и обратку без изменения схемы топливной системы, но имеют более высокую стоимость, чем однокамерные. Расходомеры с одной камерой используются в топливных системах типа ТНВД с изменением точки сброса обратки через клапан снова на подачу, т.е. обратка в бак больше не будет возвращаться.

Несколько слов о достоинствах и недостатках каждого типа датчика:

  • ДАТЧИКИ УРОВНЯ ТОПЛИВА позволяют контролировать заправки, сливы, расход и остатки. Одним словом – всё, что нужно для контроля топлива дают датчики уровня. Но они ставятся только на технику с баками правильной геометрической формы. Кроме того, если техника работает под большими наклонами (например, бульдозеры и экскаваторы), то будут большие колебания в показаниях датчиков уровня. Также очень рекомендуется проводить тарировку баков дважды в год – из зимы на лето и из лета на зиму. Все знают, что в зависимости от температуры и плотности топливо меняет свой объем. Плотность зимнего (840 кг/м3) и арктического (830 кг/м3) дизтоплива более низкая, чем летнего (860 кг/м3). Наиболее широкое применение датчики уровня получили на грузовых автомобилях.
  • РАСХОДОМЕРЫ дают информацию только о количестве потраченного топлива. Они не могут показывать заправки, сливы или остатки, потому что устанавливаются в топливной системе. На их работу не влияет плотность и температура топлива, наклоны и уклоны транспортных средств. Нет необходимости проводить тарировку. Их стоимость более высокая, чем датчиков уровня топлива, но расходомеры способны давать более точные данные по расходу топлива. Пользуются спросом на тракторах и сельхозтехнике, бульдозерах, экскаваторах, тепловозах и спецтехнике. 

Считывание данных через CAN шину:

На современных транспортных средствах еще существует возможность считывания данных из бортового компьютера (через CAN или OBD шину). Можно получить информацию об оборотах и температуре двигателя, мгновенный и накопительный расход топлива, а также уровень в баке (отображается в %), моточасы двигателя, степень нажатия на педаль газа и другие параметры. Их количество зависит от модели транспортного средства или они могут быть зашифрованы производителем автомобиля. На бортовом компьютере информация о топливе выдаётся с погрешностью, потому что она считается по норме, где длительность открытия форсунки умножается на норму распыления топлива за единицу времени. Когда техника новая, то данные имеют точность 96-98%, а вот когда уже с пробегом, то очень сильно зависит от состояния форсунок и погрешность может постоянно меняться в большую и меньшую стороны. По родному датчику уровня топлива будет погрешность больше 10% в независимости от состояния транспорта, кроме того, штатные датчики выдают уровень с дискретностью примерно 10-20 литров. Это значит, что если слить 10 литров топлива, то Вы не заметите это! Использование CAN шины будет полезно для получения остальных данные, которые не относятся к топливу. А информация по топливу из бортового компьютера несёт чисто аналитическую информацию, но никак не для фактического контроля расхода топлива.

Использование заводских датчиков топлива:

Самый недорогой способ для контроля – это подключить штатный датчик уровня топлива. Но с другой стороны его применение часто выявляется бесполезным занятием. При выключении зажигания показания датчика будут падать в 0, а при включении часто его значение не соответствуют тому, которое было до выключения зажигания. Таким образом при остановке и выключении двигателя зафиксируется остаток 40 литров, а после включения может отобразиться 45 или 35 литров. Штатные датчики уровня топлива не могут показывать плавное изменение топлива в баке, как это делают емкостные датчики уровня. Шаг изменения значений может быть 5-10-15 литров в зависимости от объема бака. Заводские датчики уровня имеют мёртвые зоны в самом верху и снизу. Если проще – штатные датчики уровня топлива имеют больше минусов, чем преимуществ. В связи с недостоверностью и плаванием показаний использование заводских датчиков уровня топлива не получило применение.

Если Вы затрудняетесь с выбором, какой тип датчика установить на свои транспортные средства – обращайтесь к нам на бесплатную консультацию.

Рекомендованные статьи

Как сделать GPS трекер своими руками?
Никакой магии - нужно просто скачать приложение WiaTag, подключиться в систему Wialon и ваш телефон будет выполнять роль
Как получить максимальную точность датчиков топлива
Правило простое - правильная установка и тарировка дают максимальную точность.
ТОП-5 вопросов при покупке GPS трекеров
Популярные вопросы при выбире GPS трекера и скрытые моменты, о которых молчат продавцы.
Какая погрешность GPS трекеров?
Точность определения местонахождения и погрешность подсчета километража. На что смотреть и куда обращать внимание.
Какая точность у агронавигатора?
Выбор агронавигатора и какая бывает точность, какие методы измерения погрешности.
Советы как правильно контролировать топливо
Используйте правильно систему мониторинга для достижения максимальной эффективности.